«Это какая-то черта моего характера: мне хочется постоянно расширять свои горизонты».
История, панк-рок и педагогика
#профессияпослевуза
Все заурядные люди одинаковы. Каждый выдающийся человек выдающийся по-своему. Скажу я, перефразировав для своего вступления вступление к Анне Карениной, и сразу же признаюсь, что у меня есть зависимость. Зависимость от диалогов с выдающимися людьми. И в этот раз именно таким моим собеседником стал кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин, доцент и просто человек, влюблённый в своё дело – Александр Сергеевич Горный.
– Вас всегда очень интересно слушать как человека, который искренне горит тем, о чём рассказывает. Здесь мне не дадут соврать все студенты, у которых вы вели лекции. А красной нитью через ваши выступления проходит тема любви к Беларуси. Что, на ваш взгляд, является ключом к пониманию белорусской ментальности?
– Мне кажется, ключом к пониманию белорусской ментальности является белорусский язык в частности и белорусская культура в совокупности. Именно язык представляет собой культурный код, который невозможно изменить и который передаётся из поколения в поколение.
Также история является очень важным ключом к пониманию менталитета. У нас очень тяжёлое и разнообразное прошлое, которое показывает особенности ментальности и психологию белорусского характера.








–Вы организовывали круглый стол, посвящённый юбилеям Янки Купалы, Якуба Коласа, Максима Танка. Кто из белорусских писателей для вас главный и почему?
– В последнее время я обратил больше внимания на творчество Максима Танка. Человек не получил даже среднего образования из-за преследования польскими властями, но, несмотря на это, в его произведениях содержатся огромнейшая глубина и философия, которая показывает особенности белорусского характера и которая просто пропитана любовью к Беларуси.
Вообще белорусы по своей сути – поэты. Обратите внимание, у нас огромное количество поэтов. Именно поэтов, не писателей, не прозаиков. Думаю, это тоже часть белорусского менталитета. Поэзия Янки Купалы показывает тяжёлую участь белорусов в те времена, тяжёлую долю. Поэзия Максима Боглановича – это поэзия романтики, эстетики, любви. А поэзия Максима Танка – это буря и натиск. Это бурный характер белоруса, его экспрессия. Поэтому, думаю, нельзя выделить кого-то одного. У М. Богдановича мы находим смирение, у М. Танка – бурю, у Я. Купалы – слёзы, у Я. Коласа – педагогику. В творчестве каждого поэта нужно искать что-то своё.
– И, наверное, в каждый жизненный период можно обращаться к тому или иному поэту за новыми ответами?
– Совершенно верно. Для меня сейчас, в период 30-ти лет, это М. Танк. Возможно, в 40 я буду больше внимания обращать на педагогику Я. Коласа.



– Как человек, живо интересующийся музыкой, я просто не могу не спросить, какую музыку вы слушаете? Каких белорусских исполнителей можете порекомендовать нашим читателям?
– Вы знаете, я давно, ещё с подросткового возраста, слушаю рок-музыку в различных вариациях: будь то панк-рок или метал. Что касается нашей музыки, то её огромное количество. Белорусский язык вообще хорошо ложится на рок-музыку. Это рок-язык. Но я хочу обратить внимание на группу «Песняры». Мне кажется, мы забыли про них. А ведь это единственная советская рок-группа, которая организовала гастроли в США. На афишах тогда писали: «Прорыв белорусского фолк-рока».
– Вы человек очень эрудированный. Ваша главная страсть – история, но, помимо этого, вы читаете лекции для прихожан храма Августовской иконы Божией Матери в Гродно, организуете мероприятия, посвящённые юбилеям белорусских писателей. Поделитесь, как не зацикливаться на одной сфере интересов?
– Наверное, это какая-то черта моего характера: мне хочется постоянно расширять свои горизонты. Мне интересна белорусская литература, белорусская культура в целом, и сегодня мы должны её поддерживать и развивать. Я изучаю историю православной церкви, историю белорусского национального движения, о которой я пишу свою докторскую диссертацию. Конечно, иногда сил на всё не хватает и хочется сдаться. Но это быстро проходит, и я иду дальше.
– На интервью у моих коллег в «Потоке» вы сказали, что увлеклись историей после того, как ваша мама купила вам энциклопедию «Я познаю мир». Как такие глубокие познания в истории, как ваши, помогают продолжать «познавать» этот мир и как это влияет на ваше восприятие настоящего?
– История есть magistra vitae, поэтому, конечно, я черпаю из неё какие-то подсказки ко дню сегодняшнему. Для меня история – человеческая наука, которая говорит о людях, об их поведении в различные времена. Представьте, сколько всего пережило человечество в XX веке. Это огромные потрясения и проблемы. И если ты изучаешь историю, то ты постоянно черпаешь для себя мотивацию, чтобы вставать каждый день и что-то делать, творить. Потому что когда ты читаешь биографии людей, то просто поражаешься, как они смогли выжить и как они нашли в себе силы быть людьми в ужаснейшее время.
Поэтому я рекомендую всем: и себе, и своим студентам, и коллегам – изучать историю и находить там для себя мотивацию. Потому что если эти люди смогли, то почему мы не сможем? Почему мы складываем руки во многих жизненных ситуациях? В то время, как в ужаснейших условиях люди делали своё дело и не сдавались.

– Вы упомянули про XX век, его потрясения, и мне стало интересно. Ретроспективно смотря в прошлое, мы с легкостью можем понять, насколько значимым был тот или иной исторический период. Но скажите, как человек, который в рамках своей исследовательской деятельности изучал и переписки людей, и дневники, осознают ли люди, которые находятся в центре исторических событий, при каких переломных моментах истории они присутствуют?
– Да, я думаю, есть осознание. Какая-то интуиция, какое-то внутреннее ощущение того, что перед твоими глазами происходят коренные изменения. Это хорошо видно в дневниках людей, в переписке, как правильно вы сказали. Ощущение слома эпох было у тех, кто переживал революцию 1917-го года. Это видно в описании ими событий, повседневности. Ощущение того, что старая жизнь ушла, а мы сейчас строим новую. Поэтому если мы будем жить в переломные моменты истории, то мы будем это видеть, и важно всё фиксировать для того, чтобы будущие поколения это изучали.
– Вы сегодня уже говорили про опыт, который можно черпать из истории, но, если смотреть глобально на развитие человечества, мы учимся на своих ошибках или наступаем на одни и те же грабли?
– Мы наступаем на одни и те же грабли, но, конечно, если смотреть на ситуацию глобально, то человечество учится. В этом плане огромный урок, как бы страшно это ни звучало, история нам дала в виде Второй мировой войны. И у нас настолько осталась эта травма, что люди по всему миру до сих пор боятся глобальной войны и делают всё возможное, чтобы не допустить её.
Но многие, конечно, не учатся на уроках истории, и это очень плохо. Мы должны понимать, что история – это не просто красивый рассказ, это ещё и педагогика. Она нам даёт ответ. Другой вопрос, можем ли мы эти ответы принять.
– История во многом строится на работе с артефактами. Вы коллекционируете что-нибудь?
– Вообще любой грамотный человек, который хочет расширять свой кругозор, должен коллекционировать. Я много чего коллекционировал в детстве, начиная от монет, марок и заканчивая спичечными коробками.
– Абсолютно та же ситуация.
Согласитесь, это даёт новый простор для познания.
– Конечно. Это позволяет углубиться в какую бы то ни было тему.
Углубляешься, читаешь, что это за монета, например, какие были её вариации.
– Вы производите впечатление человека, который живёт тем, что делает. Вы воспринимаете работу в университете как работу?
Я осознаю, что это работа, что у меня есть какие-то функции, но в то же время, безусловно, это очень важная часть жизни. Для меня работа в преподавании – это отдача. Я бываю очень мокрый после лекции. В такие моменты я осознаю, что полностью себя “отдал”, рассказывая людям тот материал, который я должен им дать. И я считаю, что значение каждого преподавателя в том, чтобы “отдаваться” по полной.
Преподаватель не имеет права не отвечать на вопросы студентов. Когда студенты к тебе идут, то кровь из носа ты должен ответить, подсказать, дать какое-то направление, ориентир. Ко мне обращается огромное количество студентов, не только историков, но и других специальностей: «Александр Сергеевич, помогите, подскажите». Отвечаю всем, иногда очень тяжело, но нахожу в себе силы, потому что это наше призвание. А вопросы студентов – это самая большая награда в нашей работе.




– К разговору о вашей преподавательской деятельности. Вы проводите потрясающие, насыщенные информацией лекции в университете, чему я сам был свидетелем, и настолько же потрясающие экскурсии по городу Гродно. Вы один из самых молодых кандидатов наук в Республике Беларусь.
– Может быть, да. Уже пишу докторскую диссертацию.
– Как вам удаётся хранить в голове столь огромный объём информации?
­­– Нужно фокусироваться на важных вещах. К тому же, очень хорошо интеллект развивает художественная литература. Любой интеллектуал должен читать не только научную, но и художественную литературу, потому что для мозга это как размягчение пластилина. Этот пластилин нужно помять, и это именно то, чем занимается художественная литература.
Музыка. Обязательно. Всем рекомендую. И дочь отдал в музыкальную школу. Музыка помогает логически мыслить, принимать быстрые решения. Даже если вы не занимались в детстве, никогда не поздно сесть за инструмент, научиться играть. Потому что музыка не только успокаивает, например, но и приводит мысли в порядок. Я в детстве 5 лет отходил в музыкальную школу по классу флейты, позже научился играть на гитаре. Приходишь иногда домой, всё тяжело, всё ужасно, сядешь за гитару, что-то сыграешь – и мысли приходят в порядок, и вот ты уже снова готов идти дальше.
– Да, как бы ни говорили, что музыка – абстрактное искусство, оно всё же ещё и очень математически выверенное.
– Вот эта структура, которая в ней существует, и приводит голову в порядок.
– И для детей, вы правы, это замечательно, потому что это комплекс. Это и чтение нот с листа, то есть зрительное восприятие информации, и слуховое восприятие, и образное мышление, и мелкая моторика. Всё развивается.
И усидчивость. Дети очень неусидчивые, и чтобы посидеть, поиграть, нужно сделать над собой усилие.
– Мы уже коснулись немного темы ваших экскурсий по Гродно. У нас невероятно красивый, пропитанный историей город. Но всё же, какое место ваше самое любимое?
- Это может прозвучать странно, у нас достаточно сакральное отношение к таким местам, но это старое кладбище города Гродно. Место малоизученное, малоизвестное горожанам, но очень важное для культуры нашего города. Место, где похоронено очень много известных гродненцев. Место, которое обладает большим эстетическим значением. Вот там я, наверное, и черпаю какую-то силу. Там хорошо думать о вещах, о которых ты не думаешь в повседневности.
– Это очень близко к центру города, к автовокзалу, но при этом в этом месте совершенно своя атмосфера. Какое-то вселенское спокойствие и тишина. Как будто вся жизненная суета остаётся за забором.
– Шевчук написал «Что такое осень» на кладбище Александро-Невской лавры. Для людей творческих это вообще очень хорошее место, чтобы осмыслить многие вещи.
– Большое количество ваших научных публикаций связаны с темой Западной Беларуси. В целом Гродненщина в историческом плане – это же очень особенная территория?
– Конечно. Территория, которая изведала огромное количество исторических сюжетов. Территория, которая полна культурных триггеров. Это земля, которая впитала много всего.
– Вопрос от моих однокурсников. За учебным корпусом на ул. Ленина находится так называемый дом масонов. Расскажите, пожалуйста, про это место.
– Это миф. Недавно определили, что там не было никаких масонов, там был благотворительный дом. Это просто городская легенда.
– Гродно вообще очень насыщенный мифологией город. У Беларуси очень богатый фольклор, но Гродно – это средоточие легенд, конечно.
– Да, многие истории, связанные со смертью, со Стефаном Баторием – это же всё из Гродно.
– Всё чаще сегодня можно услышать мнение, что история циклична. Так ли это?
– Во многом да. Это циклы, спираль, по которой мы идём.
– У вас огромное количество научных публикаций, пар, мероприятий. Как вы отдыхаете?
– Знаете, очень тяжело, потому что когда ты в этом ритме находишься, то не понимаешь уже, где отдых, а где творчество. Но в то же время стараюсь отдыхать. С детьми, с семьёй. Также я увлекаюсь спортом. Играю в баскетбол. Занимаюсь музыкой в свободное время, читаю. Но и читая, и играя, я всё равно стараюсь что-то открывать для себя. Так что у меня отдых планомерно перетекает в работу (смеётся).

Матерал: Вадим Таранович




This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website